HOME PAGE 
 
"...чтобы отгородиться от нищеты, грязи, четырехсотлетней пылищи, от детских соплей,
от засыхающих пальмовых листьев, от крыш из распрямленных молотком
старых жестянок,
от шаркающей походки незалеченного сифилиса,
от сточных вод в руслах пересохших ручьев,
от насекомых на облезлых шеях домашней птицы,
от струпьев на шеях стариков, от старушечьей вони, от орущего радио..."
Э. Хэмингуэй, "Острова в океане"
 

На пирсе

город Васко-да-Гама ш. Гоа ('Жемчужина Индии') "Господи, как же хочется в какую-нибудь нормальную страну!" - сказал Дима, добавил непечатно и ушел в каюту пить охлажденный местный вермут "Боско". На палубе удушающая жара, выйдя из кондиционированных недр судна, ты сразу покрываешся влагой, как стакан холодного "Пепси". На грязном пирсе колупается бригада индийских докеров - человека четыре в синих обрывках того, что когда-то, видимо, было спецодеждой. Малорослые и тонкорукие, они тащат здоровенный брезентовый рукав, с удовольствием впадая в неподвижное оцепенение после каждого окрика бригадира. Я много раз наблюдал, как такие же субтильные личности, как его подчиненные, с привычным усилием легко взваливают на спину мешки весом раза в полтора больше их собственного. Бригадир пузат, в ослепительно белой униформе, черных блестящих ботинках и, единственный, в оранжевой каске. Излишне добавлять, что к рукаву он касательства не имеет.

Дима - начальник экспедиции (точнее, замначальника - начальник считается индус, так как они заказчики) на российском судне. По идее, начало очередного рейса, как многократно описано в литературе - это суета, ночные погрузочные работы, снующие агенты, красные от бессонницы глаза капитана, груды продуктов и снаряжения, сотни долларов на международные звонки... Дима обязан с утра до ночи носиться по инстанциям, улаживая, уговаривая, доставая и согласовывая. Именно так все и происходит, но только не в Индии. Работа в Индии - это что-то ни с чем не сравнимое. Это непохоже даже на совковое бесцельное времяпровождение во всяких НИИ. Здесь ты все время чего-то ждешь - груза, агента, таможни, пропусков, индусских ученых, звонка из России... Все расчетные сроки, которые не зависят непосредственно от тебя, надо не удваивать, а возводить в квадрат. Чтобы улететь домой, надо запастись терпением втройне - если по обещаниям начальства выходит, что ты улетаешь, скажем, 10-го числа, то 20-го надо начинать беспокоиться.

БомбейСейчас мы ждем груза из Бомбея. В предыдущем рейсе при работе в шторм были потеряны все батометры - цилиндры для отбора проб и мы заказали новые. По расчетам, корабль должен быть в море уже неделю назад. В данный момент мы стоим "у стенки" (то есть у причала), и это счастье - можно вечером смотаться в город и посидеть в местном ресторане - все-таки развлечение, больше в ГОА (так называется штат) делать нечего, разве только с утра смотаться на на такси на пляж. Обычно ожидание происходит на рейде в полумиле от берега, там качает и два катера на берег - в восемь и двенадцать. Обратно в шесть. Беда еще в том, что на стоянке кондиционеры в лабораториях отключены и нельзя работать - температура градусов 38. Хотя, как выясняется, если очень хочется, то можно, только жалко оборудование.

Город, который я имею счастье наблюдать поверх планшира российского судна, носит романтическое имя Васко-да-Гама. Именно в этих местах, в бухте Марманган (по другому - Мармагоа) знаменитый авантюрист, сын авантюриста, впервые основал колонию. Штат ГОА так и остался португальским до самой независимости, которая наступила здесь позже, чем в остальной Индии. Рекламные проспекты утверждают, что ГОА - жемчужина Индии.

 

Индия

Впечатления от Индии невозможно описывать обычным стилем, потому прошу простить некоторую патетику и художественные преувеличения.

Первое впечатление от Индии - это запах. Он начинает преследовать вас с первого глотка наружного воздуха на трапе самолета. Здесь совсем не тот классический манящий аромат тропиков Центральной Америки, Гаваев или Сигапура. Как и любой другой запах, этот описать словами нельзя - смесь ароматов церковных благовоний и сточных канав. (Кстати, многие ли знают истинное назначение сточных канав? Это когда нет канализации...). Запах этот стоек и с разными вариациями одинаков в Дели, ГОА, Бомбее, в лавчонке и ресторане, на рынке и в институте. Вероятно, для индусов Россия тоже имеет свой неповторимый запах.

Берег МармагоаВторое - грязь. Грязь эдесь - непременный атрибут существования, принадлежность повседневной жизни, как одежда и обувь. Она немного отступает в вестибюлях отелей, хороших магазинах, на центральной площади Дели, но даже сидя в кондиционированном ресторане со свежими скатертями и безукоризненно чистыми салфетками, ты все время чувствуешь ее присутствие. Постепенно ты впадаешь в депрессию. Больше всего хочется убежать, улететь, уплыть куда-нибудь, где есть еще чистая зеленая трава и можно просто пройти по земле, не глядя под ноги. Сразу становится родным типичный образ английского колонизатора - безукоризненно одетого и всегда под градусом.

Индийская грязь непохожа ни на что - это не тривиальные бумажки и пивные банки на задворках Сан-Франциско, это не переполненные мусором контейнеры в московских дворах, нет, там грязь все-таки знает свое место, а мы знаем, что эти бумажки и контейнеры - это нехорошо, с этим надо бороться. В Индии грязь вездесуща, это - помойки в самых оживленных местах перекрестков, это никогда не убирающися отбросы на рынке, это - фекалии посреди улиц, крысы, тараканы размером с новорожденного котенка, мелкие, как комары, мухи, невероятно грязные собаки и дети. Это трущобы Дели и Бомбея, огромные кварталы бидонвиллей, в которых нет ни канализации, ни водопровода, а те, кому там места не хватило, ставят крытые обрывками разноцветной пленки шалаши прямо на тротуарах, и здесь живут, любят, спят, едят... Это спящие в любое время дня и ночи нищие в самых невероятных местах. Грязь - это длиннющий пляж Байна-бич в ГОА, красивый и экзотичный, как на проспектных фотографиях, весь представляющий собой круглосуточный общественный туалет. Никакой канализации - океан смыл и нет проблем. В пятнадцати метрах от этого пляжа-туалета располагается местный розовый квартал с десятидолларовыми проститутками, худыми и угловатыми, как подростки.

Говорят, есть места и погрязнее, но не верится. У стиральных машин местного производства нет приспособления для слива воды в канализацию - она сливается прямо на пол.

 

Хорошее

Попрошайки Индусы совершенно неагрессивны. Мы слышали какие-то сообщения о религиозных волнениях и даже перестрелках, в конце концов в семье Ганди не все умирали своей смертью, но все это где-то там. Вас могут попытаться надуть в цене (вполне наивно, впрочем), могут попробовать выманить деньги обманом (очень редко), но никогда у вас не вытащат кошелек из кармана и уж, тем более, с применением насилия. Насилие исключено совершенно, здесь индусы резко отличаются от латиноамериканцев и не в самую худшую сторону. В Перу, Панаме, Мексике, даже в Штатах ходить по вечерам одному - малоприятное и опасное времяпровождение. В Индии можно идти куда угодно и в любое время. Можно оставить в аэропорту сумку у стенки, и она будет стоять сколь угодно долго, если полиция не заподозрит подложенную бомбу.

Простая жизнь эдесь дешева. Можно пообедать за доллар. Можно снять номер в отеле за два. Можно проехать весь Бомбей на такси за полтора. Можно купить ботинки за пять. Говорят, в Бомбее есть проститутки за пятьдесят центов. Индусы, как это принято на востоке, любят поторговаться - и не удивляйтесь, если на рынке с вас запросят за что-нибудь в три раза дороже, чем супермаркете - цену легко сбить. Еще лучше совсем уйти и вернуться на другой день - инстинкт продать сильнее инстинкта крупно заработать. Дорого все импортное, и его мало - японские видаки и телевизоры стоят раза в полтора-два дороже, чем в Москве.

И еще - в одежде индусы весьма акуратны, по крайней мере, индусы среднего класса. Если униформа белая (а белое очень в ходу) - то всегда блестит, как только что из-под утюга.

 

Товары

Торговка курами У индусов все свое, в значительно большей степени, чем у нас когда-то. Это целенаправленная политика на запрещение ввоза - можно построить завод в Индии, с привлечением местного капитала и рабочей силы, но нельзя просто ввозить и продавать. Когда изучишь индусский рынок, становится понятно, почему. Большинство индусских товаров, если это не сувениры, не выдержали бы конкуренции даже с пресловутыми советскими. Основное производство товаров потребления сосредоточено в мелких кустарных мастерских, но даже то, что делается на относительно крупных фабриках, не выдерживает никакой критики - линялые цвета, кривые швы, а главное - качество самого материала, помните индийские джинсы? То, что продавалось у нас - лучшее, что делается в Индии. Пятидолларовые ботинки разваливаются за месяц.

Особенно диковато выглядят автомобили "Амбрассадор" модели этак года пятьдесят первого - помесь 408-го "Москвича" с "Победой". Есть и более современные - "Марути", завод построила японская "Субару". Импортных автомобилей нет вовсе, даже в Дели. Средний класс ездит на мотороллерах.

 

Точка зрения

Французский писатель Жорж Блон отметил, что еще до прихода португальцев и англичан было вполне налаженое сообщение морским путем между странами Ближнего Востока, Дальнего Востока и Индией. Мореходы - в основном арабы, малайцы и китайцы. Поразительно, но индусов среди них не было! Индусы никогда не выходили в океан дольше, чем на один-два дня. Этот факт вполне коррелируется с их неагрессивностью. Бросающася в глаза особенность национального характера жителей Индии - нелюбопытность и склонность к бездействию. Конечно, это только общее впечатление, я не хотел бы обидеть никого персонально. Именно потому страна истоков современной цивилизации дала миру грандиозные религиозные и философские концепции, но (в отличие от китайцев) - не дала изобретений и научных открытий. И сейчас в стране, где в эпоху "осевого времени" существовала мощнейшая цивилизация (это когда европейцы еще не выбрались из пещер), в земледелии применяются методы еще те же самые, что во времена Вед. А сейчас это уже нельзя - мотыга не может прокормить всех. Их полмиллиарда - уже двадцать лет назад во всей Индии (включая ее северную, гористую часть, где народу поменьше) оставалось не более 18% первоначального ландшафта - видимо, исключительно безводные пустыни, остальное все распахано, застроено, заселено.

 

Католическое кладбище - кости под солнцемЭкспедиция

В шестидесятых годах в океане были открыты железомарганцевые конкреции - черные непрочные камушки, скорее куски глины, разительно напоминающие овечьи какашки, только побольше размером. Такие конкреции - весьма богатая руда, но лежит она глубоко на дне океана. Не вдаваясь в геологические подробности, скажем только, что каждая страна, претендующая на добычу и застолбившая участок в море (наши, американцы, японцы, корейцы, индусы), обязана провести комплекс научных работ, имеющих целью оценку возможных экологических последствий добычи - куда текут течения, насколько разнесется облако грязи, как это скажется на донных организмах и прочее. Вот в этих работах для Индии мы и участвуем - как исполнители. И нам платят, что немаловажно. Сейчас с нами на борту американцы - обладатели чудовищного агрегата по имени "дисторбер". Он поедет по дну, взмучивая специальным насосом облако донных отложений, снимая все это на видеокамеру и одновременно отбирая пробы воды. Вокруг заранее расставлены станции, собирающие в ловушки осадок, снимающие дно на видеокамеры и одновременно регистрирующие прозрачность воды и направление течений. Потом станции поднимут и можно будет сделать вывод о распространении облака мути. Затем сделают отбор проб грунта и воды и сравнят все это дело с тем, что было до дисторбции. Станции наши - москвичей из ОКБ ОТ. Судно, команда, остальной состав экспедиции и оборудование - из Геленджика, Южморгеология.

 

МальдивыМальдивы

Когда мы добрались до места работ, обнаружилось, что дисторбер не работает. Потому мы развернулись и двинулись к ближайшему месту, где есть международный аэропорт - на Мальдивские острова. Туда прилетела из штата Вашингтон американская шефинька Кэролайн с запасной микросхемой и, надо так полагать, кучей ЦУ. Четвертый раз за два месяца пересекли экватор.

Мальдивы - не Индия. Хотя народ такой же, но не тот. Ослепительно голубая лагуна, пальмы, неправдоподобно белый песок, чистота, туристы и улыбающиеся темнокожие девушки. Мальдивская республика состоит из более чем сотни островов, нам удалось побывать только на главном, где есть столица, но нет пляжей. Государство мусульманское, потому столица абсолютно безалкогольная, к немалому разочарованию членов нашего коллектива. Впрочем, говорят, на других островах к услугам туристов есть все. Соответственно и цены.

Лучшие туристы - японцы и русские. Поначалу нас радостно приняли за туристов - иных русских они не видели. Вероятно, в представлении содержателей сувенирных лавчонок и маркетов, русские - очень богатая нация...

Четвертый градус северной широты, погода - лучше не бывает. Днем жарковато, но не влажно, в тени быстро высыхаешь. Все-таки искупались - хотя и пляжа нет, но вода у набережной, с другой стороны острова очень чистая. Местные там купаются, а на нас смотрели, как на идиотов - что это за странные белые?

На следующий день при отходе мы с завистью провожали взглядом проплывающие совсем недалеко яхты, пальмы и пляжи. Гидрограф Толя выполз в плавках на шлюпочную палубу, раскинул руки и заявил: "Загораю на Мальдивах!"

МальдивыСутки ходу на юг, экватор: серое небо, штормит, уныло. А ведь на экваторе по определению всегда хорошая погода...

 

Работа 1

Долгожданное начало работ. На полигоне - солнышко, слабый ветерок - красота, а не погода. А месяц назад, когда ставили станции, было до шести баллов, шквалы, дождь - в таких условиях станции еще никто не ставил. Вообще-то в южном полушарии сейчас зима, муссон на севере.

Опускаем дисторбер - четыре тонны. При некотором напряжении воображения он напоминает паровоз Стефенсона, только покрашеный в цвета Аэрофлота. Сверху прикреплена "Розетта" - кассета батометров, прибор для отбора проб воды на глубине.

При достижении отметки 2000 метров новый кабель-трос начал проскальзывать в механизме лебедки под собственной тяжестью. Группа пуско-подьемных работ два часа делала зубилом насечки на блоках, затем стали осторожно опускать, одновременно промывая трос от смазки бензином.

Все ходят смурные - накануне был день рождения у начальника экспедиции. Сделали ему в подарок на комьпьютере картинку - голая женщина в постели изрекает поздравления и заверения в любви. Экзотика заключалась в том, что возраст льда, который клали в бокалы с индийским виски, составлял десятки тысяч лет - его выпилили из антарктического айсберга. До Индии судно работало в Антарктиде.

Наконец, касание дна (5300 метров) - дисторбер заработал, на экране видно облако мути из трубы паровоза. Правда, это погружение будет пробным - пока мыли кабель и занимались насечками, судно успело пройти большую часть профиля. Остановиться нельзя - кабель может попасть под винт.

Таскать - не перетаскатьВ предыдущем рейсе мы мирно сидели за ужином, когда судно внезапно встряхнуло, так, что подпрыгнули тарелки на столах, и на пару секунд погас свет. За бортом было три километра троса с очередной железякой. Из-за перебоя с электричеством лебедка растормозилась и трос начал со страшной силой разматываться под собственной тяжестью. Лебедку затормозили ручным тормозом. Некоторое время никто так и не мог понять, что случилось. В конце концов, после обследования аквалангистами уже в порту ГОА, выяснилось, что отвалилась часть ограждения винта и попала на него. Винт теперь побит и не огражден.

У американцев все пока работает, только видео барахлит - изображение черно-белое и все время срывается. Доходим до конца профиля, поднимаем аппарат метров на пятьсот и, медленно разворачиваясь, двигаемся к началу. Когда закроются все батометры, дисторбер поднимут на палубу, отберут пробы мути и опустят снова.

На зкране компьютера у гидрографов - детский кораблик плывет по карте с нанесеным планом района работ. Реальные координаты непрерывно принимаются со спутника, точность определения места - 40 метров. Глядя на это зрелище, мне все время представляются каравеллы Васко - без карт, без радио, без кондиционеров и холодильников, без душевых и туалетов, без соков и фруктов, полностью зависящие от капризов пассата, они месяцами болтались в этих же местах - и двигались вперед! Стоит ли удивляться, что команды состояли из самых отъявленных авантюристов и бандитов, которым ничего не забыли на родине, и уж, конечно, не вели себя, как образцовые представители белой расы. И в то же время это стремление - вперед! - ни в коем случае нельзя объяснять только лишь жаждой золота - здесь и любопытство, и стремление к свободе, и еще что-то не очень ясное, похожее на то, что Лев Гумилев назвал "пассионарность".

 

Приключения

АмериканоК концу дисторбции спокойная работа кончилась. Рано утром, на следующий день после юбилейного Дня независимости Индии (по случаю чего состоялся митинг. Я прикидываю, когда был последний раз на митинге - кажется, в августе 91-го?), судно вдруг затрясло - равномерная вибрация главного двигателя, изредка на малом ходу сменяющаяся внезапной дрожью, изменилась на отчетливое покачивание судна: вверх-вниз, вверх-вниз, приблизительно два раза в секунду - ходовой винт делает 135 оборотов в минуту. Срочно выбираем дисторбер на палубу. Одновременно перебираются варианты: отломился кусок побитой отвалившимся ограждением лопасти, намотало на винт рыбацкую снасть - вокруг крутился неведомо как забредший в эти края филиппинский рыбак. Один длинющий перемет мы уже вытащили в самом начале дисторбции, на радость нашим рыболовам.

В хозяйстве боцмана находится пара напоминающих акваланги аппаратов для работы в загазованных помещениях, американец Брет предлагает свои услуги по нырянию. Судно ложится в дрейф, вокруг кормы заводят леер, опускают штормтрап. После долгих приготовлений американец опускается в воду и... его сразу несет под судно - скорость дрейфа превышает метр в секунду. Еле вытаскиваем обессилевшего и потерявшего ласты коллегу наверх. Затем Толик, гидрограф, вызывается нырнуть без акваланга. И у него все получается - через двадцать минут он, счастливый и довольный, фотографировался на палубе с обступившими его индуссками. На валу винта - рыбацкая сеть.

Это серьезно - возможно полное сворачивание работ. Пока принимаются решения, связываются с начальством в Москве - поднимаем одну из станций.

Наконец, принимается решение - идем на Диего-Гарсию, американо-британскую военную базу. Лет десять назад нас туда не пустили бы ни при каких обстоятельствах, разве только с пробоиной. На этот раз все решается довольно быстро - помогает американская шефинька Кэролайн из своего штата Вашингтон. До базы сутки ходу. Стармех (на корабельном жаргоне - дед) озабочен - при каждом обороте винта судно подпрыгивает.

 

Диего-Гарсия

Дыра. Никаких объектов не видать, пусто, военные суда попрятались или ушли. Фотоаппаратами и видеокамерами пользоваться запрещено, но и снимать особо нечего. В огромной лагуне атолла болтаются несколько грандиозных контейнеровозов. Тихо и пустынно. Изредка садятся самолеты. Проплывает контейнеровоз с катушками кабеля и какой-то огромной железякой, похожей на орбитальную станцию "Мир". Пока я печатаю на компьютере эти строки - весь покрываюсь потом, в лаборатории выключили кодиционер. Не так жарко даже, как душно, хотя на палубе в тени даже прохладно. Седьмой градус ю.ш., но температура всего градусов двадцать пять - зима.

На базе, как ни странно, не находится ныряльщика-профессионала. На следующий день в спокойной воде Брет снимает сеть - срезает ножом, вся операция занимает 3 часа. Для страховки спускают спасательную шлюпку, заодно проверяют ее. Боцман доволен такой возможностью - естественно, шлюпка спускается не без помощи лома и кувалды...

 

Работа 2

Рулю параходом Третий день я нервничаю, как перед свадьбой. Все задержки и дополнительные заходы привели к тому, что питание в измерителях течений и прозрачности на наших станциях на исходе - не сегодня-завтра батареи должны сесть до нуля. Сегодня решили поднять еще одну станцию и посмотреть, что там делается - в первой, между делом поднятой во время поломки винта, батареи сели в ноль. Погода идеальная - солнышко, но не чересчур жарко, волнения почти нет. Вспоминается, что тут творилось полтора месяца назад, когда станции опускали - волны захлестывали на корму (почти десять метров над уровнем воды), каждые полчаса шквал с дождем. Сейчас август - февраль по северному.

Судно ложится в дрейф. Опускаем гидроакустическую антенну через носовой клюз, подальше от работающих механизмов. Предварительно мы проверяли ее на палубе, антенна делала так: "фью-ии-п", а мы ее передразнивали, к большому удовольствию собравшихся индусов, особенно женщин.

Даем сигнал на отсоединение груза, затем слушаем ответ и определяем наклонную дальность до всплывающей станции. Ответа, конечно, нет, определения дальности тоже. После консультаций с начальством, выбираем антенну, судно делает перезаход на точку - пока опускали и питпитпикали, заметно снесло. После перезахода, уже часа через полтора, как был подан сигнал, появляется ответ - дальность 419 метров! Определяем еще раз - 425, нас несет от станции, которая уже всплыла. Практически одновременно несколько человек замечают станцию - как раз метрах в четырехстах по корме и влево отлично видна оранжевая плавучесть. Срочно выбираем антенну.

Судно выполняет маневры танцора - надо подойти к станции так, чтобы она прошла точно по левому борту. Наконец, плавучесть скребется ограждением о борт, медленно перемещаясь к корме. На штормтрапе уже висит Коля - неизменный ныряльщик. В самый момент, когда он плюхается в воду, держа в руке конец фала - веревки, за которую станцию будут подымать, с камбуза сбрасывают мусор - огрызки апельсинов, бумажки, банки... Индусы бегают с видеокамерой, капитан прокашливается по громкой связи, Коля плескается среди разноцветного мусора, кто-то дурашливо орет: "Как там водичка, Коля?"... Наконец, станция зацеплена, заведена на лебедку и поднимается.

 

Конец

На севере закаты красивее После всего еще было три недели напряженной работы с успехами и промахами, удачами и неудачами. Хорошо получились подводные съемки после дисторбции, фотоаппаратом и видеокамерой, все довольны. Батареи на станциях сели, данные пропали. По ночам часто снится дом, среднерусские ландшафты, Москва. Замучала бессонница.

Наконец, долгожданный момент - в 5.50 утра по местному, 0.20 по Гринвичу, 3.20 по Москве ..августа мы поднимаем последний аппарат. Капитан по служебному спикеру поздравляет с окончанием работ, судно делает поворот и, как мы говорим, "гоу ту ГОА!". Нас на палубе всего четверо, остальные спят, мерзавцы... Странно - при одном взгляде на океан сразу начинаешь понимать скрытый смысл выражения "надоело до тошноты". Так почему грустно?

Тор